Рабочая программа по теме «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с историей Алтайского края»
Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования (АКИПКРО)
Выполнила: Драчёва Мария Викторовна МБДОУ «Детский сад №106» г.Барнаул
г. Барнаул 2014
1 раздел Целевой.
Пояснительная записка.
Актуальность: Патриотизм – это любовь к окружающему тебя пространству, миру, воспитание любви к своему ближнему, к родному дому, к улице на которой живёшь, к родному городу, уважение к окружающим людям, к старшему поколению, к истории своих предков. Именно в детском возрасте нужно закладывать чувство высокого патриотизма в каждого ребёнка. Дошкольный возраст самое благоприятное, и в то же время очень сложное время для работы над формированием нравственных качеств личности. Но именно в это время нужно вести эту работу. И начинать её нужно с ознакомления ребёнка с историей своей семьи, своего района, своего города, а в перспективе с историей своей страны. Ребёнок должен ощущать себя частью этого мира, должен понимать что « я Барнаулец», «я Россиянин». И поэтому со старшего дошкольного возраста необходимо знакомить детей с историей, традициями, со знаменитыми и почётными людьми родного города и края, чтобы ребёнок мог ощутить себя что он является частью этого прекрасного мира, испытывая огромное чувство любви и патриотизма к Родному краю.
Цель: Способствовать развитию нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с историей родного края.
Задачи:
- Создать условия для ознакомления детей с историей Алтайского края;
- Использовать в ходе реализации рабочей программы все виды фольклора: игры, сказки, песенки, пословицы, поговорки, потешки;
- Провести ознакомительную работу детей с историческими памятниками и почётными жителями Алтайского края;
- Способствовать развитию интереса у дошкольников к истории своего города, края;
- Сформировать умение видеть историю вокруг себя (в домах, предметах была, в названиях улиц и т.д.), воспитывать уважение ко всему окружающему;
- Вовлечь родителей в образовательный процесс для совместной работы по изучению родного края, ориентировать родителей на патриотическое воспитание детей путем прикосновения к истории своей семьи.
Принципы рабочей программы:
- При реализации программы важно помнить о сотрудничестве педагогов детского сада с музеями, выставками, почётными гражданами края, для того чтобы дошкольники могли наглядно ознакомится со значимыми событиями и людьми, которые принимали участие в развитии и становлении края.
- Для обеспечения эффективной работы по ознакомлению старших дошкольников с историей родного края важно обеспечить отбор содержания знаний из разных областей научно-познавательной литературы (природа, социальный мир, культура и т.д.).
- В процессе реализации программы необходимо осознанное вовлечение родителей в различные совместные мероприятия (экскурсии, выставки, родительские собрания, совместные прогулки по городу и выезд за его пределы и т.д.)
- При реализации программы важно помнить о необходимости интеграции полученных знаний полученных из разных ресурсов, источников, в единое целое. В ходе бесед, экскурсий дети самостоятельно выделяют важное из увиденного и услышанного и обобщают всю полученную информацию.
- При реализации программы важным является то, что все методы и приёмы, используемые для нравственно-патриотического воспитания должны быть доступными и эффективными для детей старшего дошкольного возраста. Поэтому для реализации программы были использованы методы наиболее эффективные такие как: экскурсии в музеи и заповедники края, выставки, встречи с почётными жителями края, и т.д.
- Принцип компетентности педагога (начиная работу по нравственно- патриотическому воспитанию, педагог должен, прежде всего, сам хорошо знать природные, культурные, социальные и экономические особенности края. Патриота может воспитать только патриот, любящий свою Родину, признающий и уважающий не только свои права, но и права других, делающий всё для того, чтобы Родиной можно было гордиться.)
При разработке рабочей программы были использованы следующие нормативно-правовые документы:
- Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства труда и социальной защиты HA от 18 октября 2013г №544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дополнительного, начального, общего среднего образования) (воспитатель, учитель)»;
- Конвенция о правах ребёнка от 20 ноября 1989 г;
- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (от 12 сентября 2008 г № 666);
- «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» (Письмо от 14.03.2000 г. № 65/23 –16).
Для реализации рабочей программы используются следующие методические пособия:
- Ирисова Н.Л. «Красная книга Алтайского края. Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных», Барнаул: ИПП «Алтай», 2010г
- Майер А. А. «Теория и практика ознакомления детей с социальной действительностью». – Барнаул, 2003 г.
- Тихонова О. Г. «Дошкольнику о музейной культуре», Москва, 2006 г.
- Рогатина Т. Н. «Геральдика как фактор воспитания любви к родному краю». – Барнаул,2006 г.
- Куприна С. А., Бударина Т. А., Маркеева О. А. «Знакомство детей с русским народным творчеством» - «Детство – пресс», 1999 г.
- Островская Л. Ф. «Беседы с родителями о нравственном воспитании». – Москва, «Просвещение», 2012г.
- Рогатина Т. Н. «Ознакомление детей дошкольного возраста с искусством русского населения Алтайского края» - Барнаул, 2001 г.
Возрастные особенности нравственного развития дошкольников.
Дошкольное детство, «золотое время» в эмоциональной жизни ребенка (спонтанность выражения чувств, эмоциональная бесконфликтность, подверженность быстрым сменам одномоментных впечатлений, свобода выражения чувств): нравственно-патриотическоевоспитание начинается с восхищения тем, что видит перед собой маленький человек, чем он изумляется и что вызывает отклик в его душе.
Задача взрослых – отбирать из массы впечатлений, получаемых ребенком, те, которые наиболее доступны ему:
- ближайшее окружение, природа и мир животных родного края;
- труд людей на благо общества, на процветание края; отношения людей, раскрывающих ребенку наш образ жизни (товарищество, оптимизм, вера в человека…);
- общественные события, факты, к которым привлекают внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывать интерес, будить воображение.
Нравственное воспитание целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. Для формирования чувства патриотизма важно не забывать, что сами по себе знания являются пищей ума, а патриотизм от «ума» не бывает, он бывает только от «сердца». Ум как бы раскручивает духовно – нравственную работу души, а уже, в свою очередь, любящее сердце, создает патриотическое мировоззрение.
Отношение к окружающему миру, представления о нем, носят одушевленный характер. Весь мир для ребенка полон жизни.
Дошкольное детство период наибольшей обучаемости и
податливости педагогическим влияниям. Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражание взрослым. Двигаясь путем проб и ошибок, он овладевает нормами жизни в человеческом обществе. Это делает дошкольный возраст наиболее благоприятным для нравственного воспитания.
Потребность в общении –это важная социальная потребность.
Врожденная привязанность к близким, эмоциональная зависимость от взрослых, чувство любви к Родине, чувство любви к родному дому – все эти чувства свойственны маленькому человеку. Роднит эти чувства единая основа - привязанность и чувство защищенности. Значит, если мы будем воспитывать у детей чувство привязанности, как таковое, и чувство привязанности к родному дому, то при соответствующей педагогической работе со временем оно дополнится чувством любви и привязанности к своей стране.
Планируемые результаты освоения программы.
К концу реализации рабочей программы дети будут готовы:
- Самостоятельно организовывать беседу на тему Алтайского края,вступать в диалог по данной теме;
- Называть районы и города Алтайского края;
- Самостоятельно рассказывать об истории возникновения Алтайского края;
- Различать и называть основные улицы столицы Алтайского края, города Барнаула;
- Самостоятельно рассказывать об истории происхождении гербов края и города;
- Узнавать и самостоятельно рассказывать о почётных и знаменитых людях края, как прошлого времени, так и современности;
- Делиться впечатлениями о прочитанных детских рассказах писателей края;
- Создавать коллективные работы на тему «Мой родной край»;
- Самостоятельно изображать в рисунках архитектуру прошлого и настоящего;
После реализации рабочей программы в группе будут оформлены:
- Мини-музей «Мой Край-история и традиции»;
- Оформлены наглядные пособия для самостоятельного ознакомления с достопримечательностями края и города Барнаула;
- Созданы экскурсионные карты по историческим местам края;
- Оформлена выставка книг детских писателей Алтая;
- Оформлена картотека народных игр, потешек, песен, поговорок;
- Оформлена фотовыставка по результатам экскурсий по известным местам Края.
- Оформлена выставка детского-родительского творчества «Мой город - Барнаул».
2 раздел Содержательный.
Рабочая программа разработана для детей старшего дошкольного возраста. Срок реализации 2014-2015 учебный год.
2.1. Описание образовательной деятельности:
Тематическое планирование.
Сентябрь
Районы города Барнаула.
- Закрепить представления детей о районе, в котором находится детский сад (об истории его возникновения достопримечательностях, промышленности и т.д).
- Знакомить с другими районами города, их особенностями (памятные места, культурная жизнь и т.д.).
- Воспитывать чувство привязанности, любви к родному дому, району.
Октябрь
История возникновения города Барнаула. Происхождение герба города.
- Закрепить представление об истории возникновения города Барнаула.
- Дать понятие «барнаулец», сформировать ощущение принадлежности детей к городу, в котором они живут.
- Познакомить детей с историей происхождения символа города.
- Воспитывать любовь к родному городу, своей «малой Родине».
Ноябрь.
Знаменитые люди, прославившие Алтайский край.
- Продолжать знакомить с достопримечательностями Алтайского края, связанными с именами людей прославивших его (В.М. Шукшин, А.М. Чеглецов, В.С. Кащеева, И.И. Ползунов и т. д)
- Углублять знания о роде деятельности знаменитых барнаульцев (врач, писатель, поэт, актёр, изобретатель.).
- Закрепить знания о том, как люди чтят память о выдающихся земляках, прославивших свой край.
Декабрь.
Промышленность Алтайского края.
- Знакомить с городами Алтайского края (Рубцовск, Заринск, Змеиногорск), историей их возникновения, гербами, промышленностью.
- Закреплять представления о городах края, с которыми дети познакомились ранее Камень-на-Оби, Павловск, Бийск; знакомить с гербами этих городов.
- Воспитывать интерес к изучению истории и культуры, общественной жизни городов края, гордость за их исторический вклад в развитие России.
Январь.
Архитектура прошлого и настоящего.
- Знакомить с архитектурой построек города Барнаула (соборами, церквями, храмами, монастырями, музеями).
- Учить сравнивать архитектуру прошлого и настоящего.
- Продолжать знакомство с профессиями архитектора, строителя.
- Приобщать к истокам духовной культуры русского народа.
Февраль.
История защиты Отечества. Основные понятия о родах войскРоссии.
- Продолжать знакомить с памятниками защитников Отечества в городе Барнауле, Алтайскими героями.
- Продолжать знакомить с памятниками Защитников Отечества в городе Барнауле, Алтайскими героями.
- Знакомить с Российскими родами войск и их символикой.
- Воспитывать чувство гордости за славное историческое прошлое России.
Март.
Знакомство с русскими промыслами.
- Обобщить знания о Нижегородских промыслах (Хохломская и городецкая роспись, разновидности матрёшек), сравнивать росписи и знать их отличительные особенности.
- Продолжать знакомить с историей развития промыслов, их технологиями и традициями, преемственностью в работе мастеров прошлого и настоящего.
- Прививать любовь и уважение к труду людей, создающих замечательные произведения декоративно-прикладного искусства.
Апрель.
Заповедники и музеи родного края.
- Расширять представления о местах отдыха барнаульцев (музеях, заповедниках).
- Дать представления о музеях как хранилищах исторических ценностей, знакомить с разными музеями (художественный, историко-архитектурный, краеведческий, литературный, музей народно-прикладного искусства, музей «Город» и т.д.).
- Знакомить с заповедными местами города и края, правилами поведения в природе.
- Воспитывать чувство гордости за культурные и природные ценности Алтайского края.
Май.
Памятники ВОВ. Символика Российского государства.
- Закреплять знания о том, как воины-солдаты защищали нашу Родину в годы Великой Отечественной войны; познакомить с героями-алтайцами, в честь которых названы улицы нашего города.
- Продолжать знакомить с символикой Российского государства: флаг, герб, гимн.
- Знакомить со знаменами России (Знамя Победы, штандарт Президента РФ)
- Воспитывать патриотизм и гражданские чувства
2.2.2 Способы и направления поддержки детской инициативы.
Необходимым условием развития инициативного поведения является воспитание его в условиях развивающего, свободного общения. Педагогическое общение, основанное на принципах любви, понимания, терпимости и упорядоченности деятельности, станет условием полноценного развития позитивной свободы и самостоятельности ребенка.
Инициативный ребенок должен уметь реализовать свою деятельность творчески, проявлять познавательную активность. Развитие творчества зависит от уровня развития творческой инициативы, произвольности деятельности и поведения, свободы деятельности, предоставляемой ребенку, а также широты его ориентировки в окружающем мире и его осведомленности.
Для инициативной личности характерно:
- произвольность поведения;
- самостоятельность;
- развитая эмоционально волевая сфера;
- инициатива в различных видах деятельности;
- стремление к самореализации;
- общительность;
- творческий подход к деятельности;
- высокий уровень умственных способностей;
- познавательная активность.
Инициативная личность развивается в деятельности. А так как ведущая деятельность дошкольного возраста игра, то, чем выше уровень развития творческой инициативы, тем разнообразнее игровая деятельность, а следовательно и динамичнее развитие личности.
Проектная деятельность, напротив, осуществляется в пространстве возможностей, где нет четко заданных норм. В этом случае и педагог, и дети попадают в ситуацию неопределенности. Проектная деятельность ориентирована на исследование как можно большего числа заложенных в ситуации возможностей, а не прохождение заранее заданного (и известного педагогу) пути. Большинство педагогов дошкольных образовательных учреждений очень чутко относятся к детям и поддерживают их эмоционально. Однако эта эмоциональная поддержка не должна выливаться в готовность выполнить творческое задание за ребенка, будь то формулировка творческого замысла или поиск возможных способов решения проблемы. Ребенок высказывает оригинальную идею, ее нужно поддержать и немного видоизменить. Это особенно важно для пассивных детей, не имеющих положительного опыта проявления инициативы. Педагог в силу своего профессионального опыта имеет достаточно устойчивые представления о том, как можно и нужно поступать в различных ситуациях. Но задача педагога заключается вовсе не в том, чтобы дожидаться необычного решения. Он должен посмотреть на уже известную ему ситуацию и способы решения задачи с точки зрения пространства возможностей. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, познавательные, что предполагает формирование оригинального замысла, умение фиксировать его с помощью доступной системы средств. Уже в дошкольном возрасте ребенок приобретает навык публичного изложения своих мыслей.
2.2.3. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.
- Работа краеведческого кружка «Истоки»;
- занятия с ребенком по собственной инициативе;
- экскурсии, организуемые ДОУ за пределы учреждения;
- организация среды для свободной жизнедеятельности.
3. раздел Организационный.
Рабочая программа составлена: с учетом требований современной педагогики; на основе знания возрастных, психологических и физических особенностей детей разного дошкольного возраста. Работа строится на уважительном, деликатном и тактичном отношении к личности
ребенка.
Важный аспект – индивидуальный подход, удовлетворяющий требованиям познавательной деятельности ребенка.
Содержание рабочее программы реализуется через непосредственную
образовательную деятельность, в процессе режимных моментов, в процессе
воскресных встреч с родителями и детьми, через кружковую деятельность.
Срок реализации программы – 1 год